понедельник, 8 ноября 2010 г.

Загадка осеннего листопада для младшей возрастной группы

Зачем деревьям листопад?
Каждую осень мы наблюдаем удивительное явление природы: наступает «золотая осень», зеленые листья растений становятся золотисто-желтыми, лиловыми или багряно-красными. Затем начинается листопад. Зачем деревья сбрасывают листья? Что произойдет с деревом зимой, если листья останутся на его ветвях?

Оставьте комментарий к этому сообщению в блоге с ответом вашей команды. Не забывайте подписывать свои комментарии. Ваш комментарий будет виден всем посетителям блога после 22 ноября.

Примечание: при написании комментария используйте подпись комментариев НАЗВАНИЕ /URL , при этом в поле Имя введите ID и название своей команды, в поле URL - ничего не пишите.

24 комментария:

  1. ID177 Весёлый апельсин11 ноября 2010 г. в 17:10

    Как красив осенний лес! Деревья стоят, как нарядные барышни на балу. Так хочется подольше видеть эту красоту! Но очень скоро все листья оказываются на земле. Почему? Дело в том, что осенью прекращается движение сока по дереву. Поэтому листья засыхают. Но зимой выпадет снег. И, если дерево листву не сбросит, на его ветках скопятся целые сугробы. Это очень тяжело!!! Ветви деревьев могут сломаться. Чтобы этого не произошло, дерево осенью и сбрасывает листву. А нам остается только любоваться тихим танцем листьев в скверах, парках и лесах.

    ОтветитьУдалить
  2. ID 147 Смешарики16 ноября 2010 г. в 16:17

    Наверное, можно выделить три причины листопада:

    1. Учёные установили, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества. Лист становится тяжёлым, и порой достаточно небольшого порыва ветра, чтобы сорвать его с ветки.
    2.Листопад – это ещё и приспособление растений к уменьшению испарения воды в холодное и сухое время года. Если бы деревья оставались назиму с листьями, то они погибли бы от недостатка влаги, так как испарение воды не прекращалось бы, а её поступление могло почти полностью остановиться, потому что зимой корни растений не могут всасывать холодную воду.
    3.Деревья северных и средних широт, сбрасывая листья, предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега.

    Если лист с дерева не опадёт, то дерево может засохнуть, или его ветви будут поломаны под тяжестью снега.

    ОтветитьУдалить
  3. ID130 Дети Жигулей17 ноября 2010 г. в 22:47

    Шепчутся листья, открытые небу и ветру,
    Ищут свободу полётов меж светом и тьмой.
    Жаль, что свобода для листьев бывает посмертно,
    Жаль, что спасение считается только тюрьмой.
    (Автор неизвестен.)
    Некоторые рассуждения ребят:
    Максим.
    Осенью деревья сбрасывают листву, так как питательных веществ, поступающих через воду не хватает, она охлаждается плохо проводит и растворяет минеральные соли, а затем и вовсе замерзает. Чтобы пережить зиму дерево "избавляется" от листьев.
    Каролина.
    Дерево, как медведь, летом "жир" набирает, а зимой в спячку уходит. Кухне по варке сахара и крахмала продуктов не хватает. Вода нужна - она в лёд превращается, солнечного света и энергии мало. Вот и получается, что листья - это только обуза. Зимой замёрзнут, станут тяжёлыми, ветки поломают.
    Ответ, основанный на обобщении докладов, подготовленных детьми.
    Листопад выработался в процессе длительной эволюции растений и вошёл в ритм жизни. Следуя этому ритму, растения заблаговременно готовятся к зиме. С приближением осени понижается температура, ослабевают жизненные процессы (фотосинтез, транспирация), в листе разрушаются пигменты. Раньше других разрушается хлорофилл - зелёный пигмент, каротин, ксантофилл, антоциан оказываются более стойкими и сохраняются дольше. Листья становятся золотисто-жёлтыми, лиловыми, багряными, наступает "золотая осень".
    В это же самое время и даже ещё раньше у основания черенка, поддерживающего лист, паренхимные клетки начинают усиленно делиться. Ткань в этом месте становится рыхлой и непрочной. Появляется отделительный слой, лист отбрасывается и падает под тяжестью своей собственной пластинки. Начинается листопад, который спасает дерево от зимней засухи. При наличии листьев деревья погибали бы, так как испарение влаги происходит и на морозе, а подача воды прекращается, корни не могут поглощать её из скованной морозом почвы. Тем не менее деревья обогащаются крахмалом, сахаром, белком, жиром, нужными солями, так как во время листопада они перемещаются в стебель.
    Если бы листья остались на деревьях, ветки кроны обломались бы под тяжестью снега. С опаданием листвы удаляются ненужные отбросы в виде щевелевокислого кальция.
    Как видим, дети были недалеки от правды в своих рассуждениях.

    ОтветитьУдалить
  4. ID 66 "Земной мир"18 ноября 2010 г. в 13:15

    Причина: подготовка к жизни в условиях зимы. Сбрасывание осенью листьев древесными породами – это биологическое приспособление к защите от потери воды в результате испарения, когда корни не могут поглощать ее из скованной морозом почвы. При наличии листьев деревья погибали бы от засухи, так как испарение влаги происходит и на морозе, а подача прекращается.

    ОтветитьУдалить
  5. ID63 Классная компания18 ноября 2010 г. в 20:05

    Листья деревьям нужны не для красоты, и в разное время года они служат деревьям по-разному. Летом, когда тепло и много света, листья способствуют питанию дерева благодаря хлорофиллу, содержащемуся в них. Но зимой света и тепла недостаточно для выполнения листьями своей задачи. Поэтому листья вянут и опадают, а когда возвращаются тёплые дни, появляется новая листва. Зимой обычно замедляется рост деревьев и ток сока внутри ствола. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными. У деревьев нет достаточного количества сока, чтобы питать их, и листья могут замерзнуть, как и дерево целиком. Зимой листья будут задерживать снег на ветках, и от этого ветки могут просто сломаться.

    ОтветитьУдалить
  6. Зимой обычно замедляется рост деревьев и ток сока внутри ствола. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными. Основной смысл сбрасывания листьев не спасение от холода,а сохранение влаги. Широкие листья, с большой площадью поверхности, испаряют огромное количество воды. Зимой же поступление воды к корням из замёрзшей почвы ограничено и сбережение её становится очень важным, так что, если бы широколиственные деревья не сбрасывали листья, они просто засохли бы.

    ОтветитьУдалить
  7. ID110 Дружные ребята19 ноября 2010 г. в 17:44

    Листопад для деревье служит своеобразной подготовкой для деревьев к зиме. Осенью замедляется рост деревьев и ток сока внутри ствола. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными. Учёные установили, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества. Лист становится тяжёлым и порой достаточно небольшого порыва ветра, чтобы сорвать его с ветки. Установлено, что перед опадением листьев в них не только повышается содержание вредных, но и существенно увеличивается количество полезных веществ. Из листьев в другие части растения перемещаются углеводы и азотосодержащие вещества. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения воды в холодное и сухое время года. Если бы деревья оставались на зиму с листьями, то они погибли бы от недостатка влаги, так как испарение воды не прекращалось бы, а её поступление могло почти полностью остановиться, потому что зимой корни растений не могут всасывать холодную воду. У многих растений тропиков и субтропиков также происходит листопад, однако там он приходится на самое жаркое время года, когда корневая система не может в достаточной степени обеспечить растение водой. Это позволяет им переносить обезвоживание. Деревья северных и средних широт, сбрасывая листья, предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега.

    ОтветитьУдалить
  8. ID144 Юные натуралисты19 ноября 2010 г. в 18:54

    Листопад - это приспособление растений к уменьшению испарения влаги зимой.Листья растений испаряют влагу, а корни не могут всасывать холодную воду. Если бы не было листопада, то зимой бы растения высохли. А еще вместе с листьями во время листопада растения избавляются от вредных веществ, образующихся в процессе их жизнедеятельности.

    ОтветитьУдалить
  9. Осень к нам в окно стучится
    Холоднее с каждым днём.
    А деревья вдруг разделись
    Знать, им холод нипочём?
    Шапки и пальтишки сняли-
    Листья на земле лежат.
    Почему ж они на ветках
    Оставить листья не хотят?
    Листья воду испаряют,
    А зимою нет воды.
    Значит, влаги им не хватит
    И не миновать беды.
    Зимой вьюга на листочки
    Будет снега наметать.
    Дерево не выдержит:
    Может снег его сломать.
    В листьях также накопились
    Соли вредные за лето.
    Сбросит дерево листочки,
    И избавится от этого.

    Вот поэтому приходит
    В лес осенний или в сад
    Золотой, шуршащий , тихий
    ЛИСТОПАД!

    ОтветитьУдалить
  10. ID 065 Зелёный шум20 ноября 2010 г. в 22:22

    Ежегодно деревья сбрасывают листья для сохранения влаги. Широкие листья испаряют огромное количество воды. Зимой же поступление воды к корням из замерзающей почвы ограничено и сбережение ее становится очень важным, так что, если бы широколистные деревья не сбрасывали листья, они просто засохли бы.

    ОтветитьУдалить
  11. Причина ясна: подготовка к жизни в условиях зимы. Сбрасывание осенью листьев древесными породами – это биологическое приспособление к защите от потери воды в результате испарения, когда корни не могут поглощать ее из скованной морозом почвы. При наличии листьев деревья погибали бы от засухи, так как испа­рение влаги происходит и на морозе, а подача прекращается. Листопад выработался в процессе длительной эволюции растений и вошел в ритм жизни. Следуя этому ритму, растения заблаговременно готовятся к зиме. С приближением осени понижается температура, ослабляются жизненные процессы (фотосинтез, транспирация), в листе начинается разрушение пигментов. Раньше всех разрушается зеленый пигмент – хлорофилл, маскирующий другие пигменты – каротин, ксантофилл, антоциан, которые являются более стойкими и сохраняются дольше. Листья становятся золотисто-желтыми, лиловыми или багряно-красными, наступает “золотая осень”. В это же время и даже еще раньше у основания черешка, поддерживающего лист, паренхимные клетки начинают усиленно делиться. Округляясь, они образуют большие межклетники, так что ткань в этом месте становится рыхлой и непрочной. Появляется отделительный слой, лист обрывается и падает под тяжестью своей собственной пластинки. Ранка затягивается пробкой, образуя листовой рубец с перерезанными листовыми следами. Начинается листопад, который не только спасает дерево от зимней засухи, но полезен и в других отношениях.
    Останься на зиму крона дерева облиственной, ее ветки обломались бы под тяжестью снега. С опадением листвы удаляются ненужные отбросы в виде щавелевокислого кальция. Но ценные питательные вещества, строительные материалы (крахмал, сахар, белок, жиры, нужные соли) заранее перемещаются в стебель. Поэтому зимняя и осенняя древесина богаче крахмалом. Благодаря опавшей листве деревья как бы создают для себя органические и минеральные удобрения. Листовой ковер предохраняет корни от вымерзания. Явление листопада представляет собой на­следственно закрепленную особенность широколиственных древесных растений. Даже если эти растения выращивать в теплицах, они все равно в определенное время года будут сбрасывать листву. Деревья жарких стран сбрасывают листья перед наступлением засушливого сезона.

    ОтветитьУдалить
  12. ID156 Дети Солнца20 ноября 2010 г. в 23:13

    Мы нашли три причины листопада.
    1) Через листья растение испаряет много воды. В холодное время года вода не может всасываться корнями и подниматься вверх. Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями – оно погибнет от недостатка влаги.
    2) Если бы деревья не сбрасывали листья – зимой под тяжестью снега могли бы сломаться ветки.
    3) За лето деревья накапливают в листьях много вредных веществ. Листопад помогает избавиться от этих отходов.

    ОтветитьУдалить
  13. Осенью листья деревьев начинают желтеть, засыхают и опадают с веток, покрывая землю цветным ковром.
    Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится все труднее добывать из нее воду. К зиме дерево совсем перестает получать воду и питание из почвы, и если бы при этом листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло бы; именно поэтому оно сбрасывает листву. Когда наступает весна и снова становится тепло, корни вновь начинают поглощать воду, и на дереве снова вырастают листья.

    ОтветитьУдалить
  14. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  15. Зимой обычно замедляется рост деревьев и ток сока внутри ствола. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными.
    у деревьев нет достаточного количества сока, чтобы питать их, и листья могут замерзнуть, как и дерево целиком. Летом, когда тепло и много света, листья способствуют питанию дерева благодаря хлорофиллу, содержащемуся в них. Но зимой света и тепла недостаточно для выполнения листьями своей задачи. Поэтому листья вянут и опадают, а когда возвращаются теплые дни, появляется новая листва.

    ОтветитьУдалить
  16. ID 111 ЧЕР - НИКА21 ноября 2010 г. в 11:19

    Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.

    ОтветитьУдалить
  17. Зачем деревья сбрасывают листья? Что произойдет с деревом зимой, если листья останутся на его ветвях?

    Деревья сбрасывают листву, потому что между черенком листа и ветвью образуется пробковый слой. Он преграждает доступ питательных веществ в лист и из листа. К этому осеннему явлению растения готовятся заранее. С понижением температуры деятельность листа замирает. Деревьям нужно много влаги, а зимой её не добудешь. Вот дерево и приспосабливается к зимней «засухе», прекращает связь с листом. Сбрасывая листву, дерево также защищается от механического повреждения под тяжестью снега.

    ОтветитьУдалить
  18. ID76 Юные экологи21 ноября 2010 г. в 17:12

    Осенью в листьях замедляется и постепенно совсем прекращается образование хлорофилла. В результате теряется зелёная окраска и незаметные до этого времени пигменты обнаруживаются. Лист меняет цвет.Но почему же вскоре листья опадают? Это связано с процессами жизнедеятельности растений. Учёные установили, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества. Лист становится тяжёлым, и порой достаточно небольшого порыва ветра, чтобы сорвать его с ветки. Установлено, что перед опадением листьев в них не только повышается содержание вредных, но и существенно увеличивается количество полезных веществ. Из листьев в другие части растения перемещаются углеводы и азотосодержащие вещества. Листопад – это ещё и приспособление растений к уменьшению испарения воды в холодное и сухое время года. Если бы деревья оставались на зиму с листьями, то они погибли бы от недостатка влаги, так как испарение воды не прекращалось бы, а её поступление могло почти полностью остановиться, потому что зимой корни растений не могут всасывать холодную воду. Деревья, сбрасывая листья, предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега.

    ОтветитьУдалить
  19. ID 162 Солнечные лучи21 ноября 2010 г. в 18:19

    Удивительно, но с наступлением холодов начинается листопад.Питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл (пигмент, отвечающий за зеленый цвет в листьях) разлагается. С его исчезновением прочие пигменты, которые постоянно присутствовали в листе, становятся видимыми. И мы начинаем наслаждаться разнообразием окраски деревьев.
    В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.
    Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
    Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит.
    Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой.
    Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды. К тому же во время морозов вода в листьях замерзла бы и листики погибли.
    Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
    Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

    ОтветитьУдалить
  20. Когда по осени дни становятся все короче и холоднее, листопадные деревья начинают сбрасывать листву. Основной смысл этого ежегодного сбрасывания листьев не спасение от холода, а сохранение влаги. Широкие листья, с большой площадью поверхности, испаряют огромное количество воды. Зимой же поступление воды к корням из замерзающей почвы ограничено и сбережение ее становится очень важным, так что, если бы широколистные деревья не сбрасывали листья, они просто засохли бы.
    У хвойных с их игольчатыми листьями испаряющая поверхность намного меньше, и они могут выжить, не сбрасывая хвою. По сути, сохранение иголок даже помогает им выжить: в не слишком холодные зимние дни в них продолжается процесс фотосинтеза.

    ОтветитьУдалить
  21. ID 168 Экознайки21 ноября 2010 г. в 21:34

    Листопад - биологический процесс сбрасывания листвы растениями. В условиях нашего климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы засыхали. Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега. Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ, т.к. в осенних листьях накапливается большое количество вредных примесей.

    ОтветитьУдалить
  22. Причины листопада
    Одно из самых характерных явлений прихода осени – листопад. Почему же лиственные деревья и кустарники каждый год сбрасывают свою листву? Необходимо выяснить, является ли листопад биологическим явлением для лиственных деревьев и кустарников, либо он обусловлен сменой климата. Если лиственное дерево пересадить в теплое помещение, то оно сбросит листву несмотря на хорошие температурные условия. То есть листопад – это не следствие неблагоприятных условий для деревьев и кустарников, а является циклом развития растения. Можно видеть, что в месте, где лист прикрепляется к ветке лиственного дерева, есть «листовая подушечка». Когда начинается листопад, листья легко отделяются от дерева и остаются висеть на сосудистых пучках, которые соединяют лист с деревом. Они служат для подачи веществ от корня лиственного дерева к листьям. Когда нарушается эта связь между листвой и деревом – ветки лиственного дерева теряют свой наряд.
    Листопад – это приспособление лиственных деревьев и кустарников к суровым условиям. Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями – оно погибнет от недостатка влаги. Значение листопада в жизни лиственных деревьев особенно хорошо заметно, если сравнивать их с хвойными. Хвойные деревья (особенно сосна и ель) – хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год. Количество влаги, которое испаряют хвойные, в десять раз меньше, чем у лиственных деревьев. Но лиственница ведет себя как лиственное дерево и испаряет влаги в 5 раз больше, чем ель обыкновенная и в 10 раз больше, чем сосна. Способность хвойных деревьев экономить влагу достигается за счет хвои. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет. Листья же у лиственных деревьев лишены засухоустойчивых приспособлений.
    Кроме того, что лиственные деревья за счет листопада спасаются от засухи, зимой это спасает их от повала. Зимой даже голые ветви деревьев ломаются под тяжестью снега. Что бы случилось, если бы снег оседал на широких листьях лиственных деревьев?
    При листопаде лиственные деревья избавляются от лишних минеральных солей, которые становятся для деревьев и кустарников вредными. С возрастом у листвы деревьев повышается содержание золы. Накопление минеральных веществ у лиственных деревьев происходит, потому что листья дерева испаряют много воды. На смену ей поступает новая влага, которая и содержит минеральные вещества. Часть их идет на питание лиственного дерева, остальное остается в листьях. Листопад для лиственного дерева является нормальным условием для нормального роста и развития растения. Хвойные деревья не нуждаются в таком сбрасывании хвои, так как сосны, ели и другие хвойники испаряют очень мало влаги. Лиственница по испарению влаги достигает уровня лиственных деревьев, поэтому при влажном климате происходит сбрасывание мягких игл.
    Все эти факты доказывают, что листопад зависит не только от внешних условий, но также необходим для нормальной жизнедеятельности лиственных и хвойных деревьев и кустарников.

    ОтветитьУдалить
  23. Когда по осени дни становятся все короче и холоднее, листопадные деревья начинают сбрасывать листву — феномен настолько заметный и неизменно повторяющийся, что в некоторых языках один из осенних месяцев так и называется — «листопад».
    Основной смысл этого ежегодного сбрасывания листьев не спасение от холода, а сохранение влаги. Зимой поступление воды к корням из замерзающей почвы ограничено и сбережение ее становится очень важным. Зимой обычно замедляется рост деревьев и ток сока внутри ствола. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными. Действительно, у деревьев нет достаточного количества сока, чтобы питать их, и листья могут замерзнуть, как и дерево целиком. Летом, когда тепло и много света, листья способствуют питанию дерева благодаря хлорофиллу, содержащемуся в них. Но зимой света и тепла недостаточно для выполнения листьями своей задачи. Поэтому листья вянут и опадают, а когда возвращаются теплые дни, появляется новая листва.

    ОтветитьУдалить
  24. ID159 Зеленый дозор22 ноября 2010 г. в 04:32

    Причина этого явления: подготовка деревьев к жиз¬ни в условиях зимы. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения воды в холодное и сухое время года. Широкие листья, с большой площадью поверхности, испаряют огромное количество воды. Зимой же поступление воды к корням из замерзающей почвы ограничено и сбережение ее становится очень важным. Так что, если бы широколистные деревья не сбрасывали листья, они просто засохли бы. Листопад полезен и в других отно¬шениях. С опадением листвы уда¬ляются вредные для растения вещества. С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают. Кроме того, деревья северных и средних широт, сбрасывая листья, предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Останься на зиму крона дерева облиственной, ее ветки обломались бы под тяжестью снега. Осенний листопад очень важен в жизни леса. Благодаря опавшей листве деревья как бы со¬здают для себя органиче¬ские и минеральные удоб¬рения. Листовой ковер предо-храняет корни от вымерза¬ния. Явление листо¬пада представляет собой на¬следственно закрепленную особенность широколиственных древесных растений. Даже если эти растения вы¬ращивать в теплицах, они все равно в определенное время года будут сбрасывать листву.

    ОтветитьУдалить